Методическая разработка занятия по развитию речи
старших дошкольников
с использованием методов песочной терапии:
«Путешествия по песочным городам».
.
Автор работы - Наталья Алексеевна Макеева
Я работаю воспитателем в подготовительной к школе группе с детьми с нарушением речи - ОНР и ФФНР. Моя работа направлена на социально-педагогическую и психолого-терапевтическую коррекцию физических и нервно-психических отклонений в здоровье детей и подготовку их к положительной адаптации в обществе, на развитие коммуникативной функции, поэтому я выбрала для себя тему «нетрадиционные методы развития речи дошкольников».
Нетрадиционные методы воздействия в работе воспитателя логопедической группы становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на той, которая, на мой взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной – песочная терапия. Сегодня я представляю методическую разработку занятия по развитию речи с использованием песочной терапии «Путешествие по песочным городам».
Актуальность использования методов песочной терапии на занятиях с детьми очень высока, так как они способствуют снятию тревожности детей, снятию эмоционально-психического напряжения, повышению самооценки и воспитание положительного отношения к нравственным ценностям, а также прекрасно решают задачи развития речи.
Представляемое занятие решает множество коррекционных задач:
Коррекционно-образовательные: продолжать формировать у детей умения работать с песком; продолжать учить безошибочно использовать отрабатываемый на логопедических занятиях твердый звук [Л] в устной речи; развивать умение дифференцировать на слух звуки [Л] и [ЛЬ]; уточнять значение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие эмоционально-чувственного мира детей, развитие коммуникативных навыков, развитие тонких тактильных ощущений, развитие мелкой моторики рук, развитие мыслительной деятельности, развитие слухового восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение работать в команде , доброжелательное отношение между детьми, получать радость от совместной деятельности ;воспитывать нравственные качества: желание прийти на помощь попавшему в беду, чуткость, отзывчивость, умение сопереживать; повышать чувство уверенности в себе.
Структура занятия:
1.Приветствие -помогает сплотить детей, создать атмосферу доверия, снятие эмоционально-психического напряжения детей.
Основная часть- этап прикосновения к поверхности сухого песка. Он является мотивационным. Эта мотивация к деятельности с песком. Такие упражнения, как « здравствуй песок», « следы животных», « узор на песке», « песочный дождь»- снижает психофизическое напряжение, регулирует мышечное напряжение и расслабление.
В городе «Радости» снимаем эмоциональное напряжение, уменьшаем внутреннюю тревогу, преодолеваем негативное эмоциональное состояние-печаль, злость.
В городе «Фантазии» мы модулируем города своей мечты, тем самым повышаем самооценку, получаем радость от совместной деятельности.
В городе « Сокровищ» мы развиваем тактильно-кинестетическую чувствительность.
2.Рефлексия - даем оценку всего путешествия, выясняем, что понравилось, где было трудно.
Ход занятия:
1. Воспитатель приветствует детей и предлагает поделиться друг с другом радостью и добротой. Дети по кругу передают в ладошках частичку своей доброты и при этом называют имя, кому эту доброту адресуют.
2. Звук ветра, на экране проектора появляется песочный человек, который просит о помощи - песчаная буря уничтожила все на своем пути и жители песчаной страны просят о помощи . Ребята соглашаются помочь этим людям.
Воспитатель-логопед:
Ребята, мы оказались в настоящей пустыне (дети подходят к столу с песком).Давайте поздороваемся с песком. Какой песок? (дети отвечают -гладкий, прохладный, сыпучий). Чтобы он не был холодным, давайте согреем песок своими ладошками и передадим его друг другу.
Чтобы отправиться в путь, нужны дороги. Давайте их создадим- мизинцем рисуем узкие дороги-прямые, извилистые; указательным и средним рисуем широкую дорогу. Чтобы всем вместе пройти, нужна самая широкая дорога -рисуем ребром ладошки двумя руками.
Наша дорога привела к большой горе, которую дети образовали, собрав песок в кучу. Давайте заберемся на гору, а потом спустимся с нее - ваши пальчики превращаются в ножки. Но сначала давайте вспомним, какой звук вы сейчас отрабатываете с логопедом на занятии? (звук [Л]). Дайте мне характеристику этому звуку (твердый, звонкий). Ваша задача сейчас будет вверх подниматься пальчиками с произнесением открытых слогов со звуком [Л], а спускаться вниз будете с закрытыми слогами (Воспитатель показывает зрительную опору, слоговые цепочки, путь вверх: ла-ло-лу-лэ-лы; путь вниз: ал-ол-ул-эл- ыл).
Ребята, что можно увидеть с высокой горы? ( ответы детей- город, весь мир).
Спускаясь и поднимаясь мы оставляли следы наших пальцев, а кто еще может оставить следы на песке? (ответы детей: разные животные- слоны, обезьяны, змеи). Как мы назовем этих животных? (дети - животные жарких стран). Давайте вместе назовем, из кого состоят семьи этих животных. К примеру, семья слона: папа – слон, мама - слониха, детеныш – слоненок. (дети называют состав семей животных). А теперь давайте разными способами оставим следы животных- кулачком, ребром ладони, пальцами, костяшками рук. Можно взять пластмассовые фигурки животных и походить по песку, оставляя следы.
Что ищут в пустыне животные? (ответ детей- воду). Надо сделать колодцы, Дети дуют в коктейльные трубочки, образуют воронки-колодцы. Надо их наполнить водой, а помогут нам в этом дождевые тучи, которые опустились над пустыней.( Дети создают песочный дождь -берут песок в ладошку и тонкой струйкой сыплют его поднимая руку все выше и выше). Какой дождь вам понравился больше? (ответы детей -сильный). Колодцы мы наполнили водой, животные могут напиться и будут нам благодарны, а мы отправляемся дальше.
Мы идем на носочках, чтобы не увязнуть в пустыне и подходим к городу «Радости». Ребята, песчаная буря унесла всю радость из этого города и наша задача ее вернуть жителям этого города. Если нет радости, то как живется эти жителям? (ответы детей- грустно. Дети мимикой показывают как выглядит грустное лицо- бровки опущены, уголки рта тоже). Нарисуем эту эмоцию на песке( дети рисуют на песке грустное лицо). А как выглядит радостный и счастливый человек? (попросить детей мимикой показать радость, а потом нарисовать ее на песке).
Предлагаю поделиться радостью с жителями этого города. Для этого мы должны по очереди брать песок в ладошку и сыпать его в вазу, при этом вслух проговаривая песок какого цвета ты насыпаешь (песок у детей цветной, поэтому когда они сыплют песок в вазу по очереди получается некая радуга в вазе).
На что похожа ваза? На радугу. Радость вернулась в город, а радуга поможет нам отправиться дальше. Делаем глубокий вдох и поднимаемся на радугу- выдох и спускаемся( дыхательная гимнастика- это упражнение делаем три раза).
Радуга нам помогла попасть в город «Фантазии». Песчаная буря уничтожила все дома и деревья этого города. Люди вынуждены были покинуть этот город (на данном этапе дети работают с липким, кинетическим песком). Необходимо с помощью этого песка восстановить город -построить дома, посадить деревья. Дети лепят постройки, используют мелкие игрушки-киндеры и конструктор лего - деревья, забор, окна, двери. Таким образом, дети восстанавливают город, в который жители захотят вернуться. Ребята, а давайте теперь по цепочке, по одному предложению от каждого составим небольшой связный рассказ о городе, который вы построили.
Мы отправляемся дальше, но нас впереди встречает топкое болото, которое нужно преодолеть. Ваша задача, слушая чистоговорку, аккуратно ступать по«кочкам», расставив руки в стороны и не упасть в болото.
Чистоговорка:
У лягушки Лушки-
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлеп! Квак-шлеп!
И в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль ее не сьел,
Лягушка стала буквой Л.
Ребята, о какой букве шла речь в чистоговорке? (буква [ЭЛ]).Чем отличаются звуки от букв? (буквы – пишем и читаем, а звуки – слышим и произносим). Какие слова вы слышали с твердым звуком [Л]? Будьте внимательны! (Луша, хлоп, болотце. ). А теперь ваша задача из кочек сложить букву Л.
Преодолев препятствие попадаем в город «Сокровищ», Песчаная буря в этом городе спрятала все сокровища и нам стоит их найти (песок насыпан высокой горкой). Детям предлагается найти «сокровища» в этой горе. Необходимо медленно рассыпать песок в стороны ладошками и искать спрятанные сокровища-камушки, ракушки и другие мелкие игрушки. Когда все сокровища найдены, на небе появилось солнце- с детьми рисуем солнце на песке, а от него лучи, которые согреют каждого жителя этого города. А чтобы солнце не покидало это город, детям предлагается украсить его нашими камушками-сокровищами. Каждый из детей проговаривает, что будет дарить такое красивое солнышко людям.
Звук ветра. На экране снова появляется песчаный человек. Дети обращаются к нему и говорят, что спасли все города- восстановили разрушенный город, вернули радость, нашли потерянные сокровища, наполнили водой колодцы. Песчаный человек от лица всех жителей благодарит «героев» и дарит наклейки- солнышки, которые будут напоминать им об их доброте, отзывчивости и смелости.
3. Рефлексия. Воспитатель спрашивает, что понравилось и что запомнилось больше всего в путешествии. Ребята преодолели все препятствия и выполнили все задания, потому что действовали дружно, совместно, сохраняя командный дух. В заключение мастер-класса воспитатель предлагает поделиться дружбой друг с другом, чтобы она была еще крепче. Дети стоят в кругу, крепко держась за руки и называя имя соседа, передают «дружбу» по кругу.